Арт-аукцион: что почем?


alt

 

Крупнейший в Украине аукционный Дом «Золотое Сечение» в прошлом году отпраздновал юбилей – 10 лет на рынке. За плечами у собственников компании – братьев Михаила и Алексея Василенко – невероятный опыт и тысячи шедевров классического и современного искусства. О том, чем сейчас живет украинский рынок искусства, какие предметы стоит покупать и почему, а также о многом другом «КаБаРе» рассказал Михаил Василенко.

 


– Когда Вы провели свой первый аукцион? Сколько лет Вам тогда было и как все прошло?
– Первый свой аукцион мы с братом провели в 2005 году. В то время мы были еще студентами, мне  – 21 год, Алексею – 22. Опыта не было вообще. Зато имелись определенные познания и большая любовь к искусству, привитая с детства нашим отцом – коллекционером с большой буквы, а также опыт в продажах и большое желание создать собственное дело.
В то время, когда мы решили создать компанию – в конце 2004 года,  на рынке уже действовало два игрока, мы стали третьими.
Первый наш весенний аукцион принес нам довольно большие убытки и много разного опыта. На аукционе было продано всего четыре картины, хотя все затраты окупились хорошими постаукционными продажами. Тем не менее, благодаря первому аукциону мы получили прекрасный организационный опыт, много новых не знакомых нам клиентов-коллекционеров, которые только приглядывались к нам. Проведя серьезную работу над ошибками, уже осенью того же 2005 года мы организовали вторые аукционные торги, в ходе которых продали около 40% лотов. Так мы сразу закрепились на рынке и даже заняли свою нишу – советское искусство. Оно было нашим основным направлением несколько лет. Сейчас же аукционный Дом специализируется на разных направлениях – от классического искусства и коллекционной иконы до современного искусства, дизайна и фотографии.  
– Насколько в то время был развит рынок предметов искусства? Кто выступал основным покупателем, кто продавцом? Как обстоят дела сейчас в Украине?
– Если коротко, то это было золотое время. Рынок только начинал развиваться, и спрос значительно превышал предложение. В тот момент украинский рынок искусства находился на этапе правильного становления – появления аукционов, формирования иерархии художников, определения ценовых рамок на их работы. Какое-то время все процессы происходили хаотично – дилеры, к примеру, по собственному усмотрению устанавливали стоимость работ на разных художников, однако время само все расставило по своим местам.
2005-й считается годом резкого подъема, всплеска интереса к советскому искусству со стороны покупателей. Немаловажную роль в этом сыграл и наш аукционный Дом, активно показывая много новых имен этого периода, которые до нашего «промоушена» мало фигурировали на арт-рынке. В упомянутом году экономика страны шла вверх, инвестиции росли, у власти стояли коллекционеры, которые диктовали моду на искусство, люди стали больше тратить, искать для себя альтернативные сферы капиталовложений (помимо традиционных – недвижимость, валюта, золото и так далее). Таким образом в то время очень быстро сформировался целый пласт украинских коллекционеров. Это были представители крупного и среднего бизнеса, которые приобретали работы для души, а также совершенно отдельный класс клиентов – инвесторы, которые покупали работы с целью выгодного капиталовложения и дальнейшего заработка. Причем, многие покупатели приобретали все подряд, поскольку, – как я уже отметил, – спрос значительно превышал предложение, работы первого ряда тогда продавались быстро и часто с конкуренцией между коллекционерами. Безусловно, это спровоцировало рост числа продавцов – многие частные дилеры, завидев успех продаж на публичных торгах, стали создавать свои аукционные Дома и галереи, которые, правда, успели провести всего один-два аукциона и, как только ударил кризис, сразу же закрылись, поскольку это лишь кажется делом простым. На самом деле, аукционный Дом требует огромного количества знаний, контактов, системного подхода к работе и требует постоянной выставочной деятельности и материальных затрат. Несмотря на то, что нам уже более 10 лет и мы являемся одними из лидеров украинского арт-рынка, мы продолжаем развиваться, придумываем новые форматы аукционов, ведем некоммерческую и просветительскую деятельность. Помимо этого, мы справляемся с одной из самых главных наших задач – выискиваем для наших клиентов редкие и ценные шедевры. Тем более сейчас – самое правильное время для покупки таковых: благодаря нашей работе, к нам в руки в период 2014-2015гг. попадают уникальные произведения, за которые наши клиенты – знающие коллекционеры, буквально сражаются на аукционах и вне их. И это нормально, ведь шедевры – это не только прекрасное наследие для будущих поколений, но и правильная мощная инвестиция. Я считаю искусство вечной ценностью, которая переживет всех нас и передаст историю следующим поколениям. Это, действительно, то, за что стоит платить деньги.

alt

– Много ли сегодня в Украине коллекционеров предметов искусства и что именно сейчас пользуется спросом? Можно ли считать это инвестицией или, скорее, – утехой для души.
– Официальной статистики по числу коллекционеров нет. Но по нашим скромным подсчетам, собирателей классики в Украине – более одной тысячи, поклонников современного искусства – до тысячи, и это совершенно другие люди. Как правило, они не пересекаются. И что важно – сейчас, как и в 2005 году, люди вновь начинают интересоваться искусством. Не так быстро, как тогда, но, тем не менее, начинает зарождаться новый пласт коллекционеров – поколение 25-50 лет, которое активно интересуется искусством, изучает его, покупает его. Отвечая на ваш вопрос о том, что это – утеха или инвестиция, скажу – это два в одном. Коллекционирование предметов искусства – это и отдушина, и культурная панацея, и некий азарт, и инвестиция, которая приносит очень неплохие дивиденды – работы некоторых, к примеру, современных авторов растут в цене ежегодно. Несмотря, на кризис.

– В какие именно предметы искусства стоит инвестировать деньги и через какой период времени предметы искусства способны принести прибыль?
– При подборе работ мы ориентируемся на несколько показателей – уникальность произведения, выгодная для покупателя стоимость, а также обращаем внимание на то, как часто творения автора появляются на рынке. Естественно, выбор делаем в пользу «редких» и признанных художников.
Истинные ценители искусства – как современного, так и классического, - понимают, что картины дешевеют медленнее, чем, скажем, золото или недвижимость, так что выделяют определенные суммы именно на покупку предметов искусства. И это европейский подход в инвестировании капитала. Тем не менее, следует понимать, что предметы искусства – это длинная инвестиция минимум на пять-десять лет. Естественно, мы проводим глубокий анализ, в кого лучше инвестировать и на какой срок, учитываем риски при планировании инвестиционного портфеля, если у нас появляется такой заказ.
– Стоит ли вкладывать средства в предметы искусства во время кризиса?
- С точки зрения инвестиций, кризис – лучшее время для покупки активов, произведений искусства в том числе. Все просто: в это время существует возможность купить все самое лучшее по наиболее выгодной, заниженной цене. Очень ярким тому примером служит наш последний весенний аукцион CLASSIC & CONTEMPORARY ART, где мы собрали уникальную коллекцию по хорошим ценам. Это были первые масштабные торги с 2012 года, где были представлены коллекционные работы украинского и русского искусства последних трех столетий. Среди лотов назову: работы Сергея Светославского, уникальные произведения Карло Боссоли, творения всемирно известного авангардиста Давида Бурлюка. А также картины украинских мэтров советского периода – Николая Глущенко, Сергея Шишко, Иосифа Бокшая, Адальберта Эрдели, Петра Столяренко, Валентины Цветковой.

alt

– Самая дорогая работа, которую продал Ваш аукционный Дом? Что это за работа и за сколько ее удалось реализовать? Разумеется, не просим называть имен, но не могли бы описать портрет данного покупателя?
- Это была работа Николая Глущенко. Продали мы ее за 165 тыс. долларов в 2008 году. А покупателем стал банкир, имени которого я называть не стану, такова конфиденциальная политика аукционного Дома. В то время, к слову, банкиры очень активно покупали предметы искусства в свои собственные коллекции. Сейчас этот тренд среди представителей банковской сферы вновь входит в моду.
– Много ли в Украине перспективных художников, работы которых успешно продаются за границей? Назовите основные имена.
- В Украине очень много перспективных художников, которые как продаются, так и еще не продаются за пределами страны. Я бы разделил современную творческую элиту на две категории.
Первая – молодые художники до 30 лет с большим потенциалом, например, Артем Волокитин, Антон Логов, Никита Кравцов, Михаил Деяк, Степан Рябченко, Назар Билык, Ксения Гнилицкая, Роман Минин.
Вторая – уже хорошо известные за рубежом художники следующего поколения – Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Олег Тистол, Евгений Петров, Александр Животков, Илья Чичкан, Маша Шубина, Анатолий Криволап, Василий Цаголов, Тиберий Сильваши и другие. Существует тенденция – работы украинских авторов за границей покупают украинские коллекционеры или наши эмигранты. Однако интересуются украинцами и американские, и европейские коллекционеры. Об этом говорят успешно проведенные зарубежные выставки наших художников, а также продажи на арт-ярмарках.
Вообще, очень важно отметить уникальность и самобытность украинских художников. Украинское искусство - высокопрофессиональное, яркое, эмоциональное и радостное. Если сравнивать его, к примеру, с российским современным искусством, где преобладают более мрачная окраска и более концептуальный подход, у нас все же остается больше художественная традиция. Однако не стоит преуменьшать и идейную составляющую украинского искусства, она заметно меняется, художники очень остро переживают разные политические события, что часто отражается на их полотнах в том или ином виде.
Мы располагаем шикарным наследием и художественными традициями. Чего только стоят Бурлюк и Малевич, которые вдохновляют многих авторов и сегодня. Так что потенциал у наших художников был, есть и будет. В этом у меня сомнений нет, как и в том, что в скором времени рынок вновь оживет.

 

....
На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!